Главное требование нового дистанционного труда – установить порядок взаимодействия с сотрудниками. Этого не только требует ТК РФ, а ярко подтверждает опыт и практика наших клиентов. А она немалая: понятие дистанционной работы в законе появилось еще в 2013 г.
И описать надо все HR-процессы: как общаться с сотрудником, какие средства коммуникации использовать, как ставить задачи и принимать отчеты, как применять дисциплинарные взыскания. Например, в этом сильно поможет акт о телефонных звонках сотруднику.
Откроем секрет. Гл.49.1 ТК РФ обязывает создать не просто порядок взаимодействия. Фактически это 6 равноценных и важных правил общения.
1. порядок взаимодействия работодателя и сотрудника,
2. порядок обмена информацией, в т.ч. электронными документами, получение отчетов и т.д.,
3. порядок возмещения расходов за имущество, которое сотрудник использует для работы,
4. требование об установление времени взаимодействия,
5. требование об установлении местности выполнения трудовой функции,
6. а еще нужно описать порядок вызова сотрудника на стационарное место.
Ваше право – прописать то, что считаете нужным. Например, даете задания работникам, и они его выполняют. Или описать большой процесс взаимодействия и учесть все или некоторые из 6 правил. Но именно в них скрыты и ваши возможности в управлении сотрудниками, и ваши риски.
Откуда мы это знаем? В качестве теста предлагаем ответить на 2 небольших вопроса:
• в какие сроки ваш удаленный сотрудник предоставляет вам информацию,
• за какое время вы предупреждаете их о необходимости приехать в офис?
Ответы могут быть разными с учетом ваших правил. Или их может не быть, если такие правила не установлены. Но в последнем случае риски встают перед вами «во всей красе».
Когда сотрудник в офисе, вы спокойны: он на месте, вы его позвали, познакомили с документом, получили подпись или отчет. Но все меняется, если ему оформлен дистанционный труд, даже временный. Где он в конкретный момент времени, мы не знаем. Просто потребовать от него сидеть по адресу прописки мы не можем: этого не разрешает закон. В итоге теряется контроль над удаленными сотрудниками и нельзя их наказать за невыполнение обязанностей лишь из-за того, что не установили порядок взаимодействия. А об увольнении за проступки и речи нет. И придется внимательно изучать возможные основания для прекращения с ним договора.