Медосмотры при управлении служебными автомобилями – всегда является зоной риска для работодателей. ГИТ регулярно пытается признать сотрудников водителями, а значит, потребовать регулярного проведения медосмотров.
С другой стороны, у нас теперь новые правила
дистанционной работы. Осмотры на ней нужны далеко не всегда, и это может еще больше запутать тему со служебными автомобилями.
Кому же и когда нужны осмотры, если сотрудники управляют корпоративными автомобилями. Возьмем 4 типичных ситуации на примере одного из наших клиентов.
Итак, в компании четыре категории работников, которые пользуются служебными авто. Во-первых, это офисные сотрудники без автомобиля, но иногда управляющие им, затем, офисные – с автомобилем, который выдан им как бенефит, но не для выполнения обязанностей. И такое же разделение есть для «полевых сотрудников» с разъездным характером работы.
Прежде всего, работодатель обязан проводить медосмотры водителям служебных авто. Этого требуют несколько нормативных актов, в т.ч. ТК РФ, ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказы Минздрава и т.д. И касается это не только тех, кто занимает должность водителя, но и всех, кто использует автомобиль для выполнения трудовых обязанностей.
Эти сотрудники должны проходить предварительные, периодические и предрейсовые осмотры. Послерейсовые обследования нужны, если работа связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов. Также водители должны проходить психиатрические освидетельствования каждые 5 лет. Причем все эти мероприятия вы проводите за счет компании, а за сотрудниками на период осмотра сохраняется место работы и средний заработок.
А что же с сотрудниками, которые управляют автомобилями, но не являются водителями?
1) Офисным сотрудникам без корпоративных автомобилей медосмотры не нужны
2) Офисным сотрудникам с автомобилем, который выдан как бенефит, но не для выполнения обязанностей, - медосмотры также не нужны.
Но здесь надо учитывать, что ГИТ, например, при расследовании несчастного случая будет проверить, использовался ли автомобиль для выполнения трудовой функции. Лучше всего проверить локальные акты об использовании корпоративного транспорта, трудовые договоры и должностные инструкции. Так, ВС РФ оставил в силе штраф за допуск торгового представителя к работе без медосмотра. В его инструкции была обязанность посещать клиентов по маршруту (Постановление ВС РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173).
Если ГИТ решит, что ваш сотрудник фактически является водителем, а медосмотры не проводятся, компания может получит штраф до 130 тыс. рублей. Причем за каждого работника, в отношении которого найдено нарушение.
3) «Полевым» сотрудникам с разъездной работой и без корпоративного автомобиля – медосмотры не требуются.